26 мая 2022 года состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Музыка в современном культурном пространстве». Цель конференции – обсуждение проблем современного музыкального искусства, его традиционных и новых форм, поддержание научного и практического интереса к творческому наследию композиторов XX–ХХI веков.
В конференции приняли участие учёные и деятели искусств из разных регионов России – от Новосибирска и Магнитогорска до Саратова и Ростова-на-Дону.
Круг тем выступлений участников конференции был достаточно широк и находился в русле современных научно-исследовательских тенденций. Каждое из выступлений продемонстрировало высоко профессиональный подход к выбранным темам, глубочайший интерес и особое отношение к предмету исследований.
Красочный, щедро иллюстрированный доклад доцента Московской консерватории, кандидата искусствоведения Е. Е. Потяркиной затронул тему творческой составляющей профессии менеджера в музыкальном искусстве на примере деятельности С. П. Дягилева.
Продолжением темы стало яркое, содержательное выступление представителя Новосибирской государственной филармонии, музыковеда и режиссёра Е. А. Самариной, рассказавшей об опыте создания музыкально-сценических композиций, переосмыслении классического наследия и успешной его интеграции в новые формы концертной жизни.
Особый интерес вызвал доклад профессора Саратовской государственной консерватории, доктора искусствоведения Т. В. Карташовой, посвящённый структурным особенностям индийской и индонезийской музыкальных культур; экзотичность и притягательность темы, редкие музыкальные иллюстрации вызвали множество откликов и вопросов.
Ряд докладов раскрывал проблемы взаимодействия фольклора и профессионального композиторского творчества. Это направление было представлено в выступлениях аспирантки Новосибирской консерватории А. Л. Акуленко, доцента ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова Е. А. Михайловой, а также в стендовом докладе доцента ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова Т. В. Карнаух.
Важным и интересным направлением современного музыкального пространства является обращение композиторов к стилистическим моделям и приёмам прошлых эпох. Этот ракурс был обозначен в исследованиях профессора Магнитогорской консерватории, доктора искусствоведения О. А. Урванцевой и доцента Магнитогорской консерватории А. М. Анучина, а также доцента ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова Е. Н. Денисовой.
Ценными наблюдениями о современной музыке поделились представители Ростовской консерватории. Доктор искусствоведения, профессор Е. В. Кисеева поведала об особенностях постдраматического музыкального театра на примере оперы «Марко Поло» китайского композитора Т. Дуна. Доцент, доктор искусствоведения В. Н. Дёмина рассказала о творчестве Пьера Юига, жанре перфоманса, взаимодействии визуального и звукового компонентов в его произведении «Silence Score».
Завершивший конференцию доклад кандидата искусствоведения Т. М. Сиверской был посвящён базовой классификации акустических приёмов современной оперы и новым методам работы композиторов с текстом.
Сердечно благодарим всех участников конференции и надеемся на продолжение сотрудничества!