5 декабря 2022 состоялась кафедральная конференция , посвященная современной академической музыке, и презентация кафедрального сборника "Парад солистов", посвященного юбилею победы в Великой Отечественной войне


Александр Николаевич Холминов (1925 - 2015)

            В 1950 году после окончания композиторского факультета Московской консерватории работал консультантом по композиции во Всесоюзном доме народного творчество, с 1950 — член Союза композиторов. Перу Александра Николаевича Холминова принадлежат произведения, созданные в самых разнообразных жанрах. Среди них 13 опер, и прежде всего - «Оптимистическая трагедия» (1964), которая была в репертуаре почти всех оперных театров нашей страны, во многих зарубежных театрах. Им создано 8 симфоний, 8 кантат, 10 инструментальных концертов, многочисленные симфонические поэмы, камерно-инструметальные, хоровые опусы, циклы романсов, разнообразные песни, музыка к кинофильмам и радиопостановкам.

            Творчество для баяна Александра Холминова получило широкую известность у баянистов, начиная с середины XX века. Его Сюита для баяна соло (1951) считается одним из самых значительных сочинений в баянной литературе этого периода. Хотя со времени ее создания минуло более полувека, она нисколько не утратила своей непреходящей художественной ценности и основополагающего значения в баянном репертуаре. Четыре части цикла образуют целостную архитектонику из жанрово контрастных пьес.

            Первая часть – Песня — непревзойдённый и сегодня пример органичного соединения мелоса, основанного на интонациях русской протяжной песенности, и развитой академической формы фугато: раздольная мелодия получается полифоническое развитие. Пожалуй, идеальной в баянной музыке предстает также сама цельность тематического развертывания части, во многом выявляющего и большой динамический потенциал инструмента. Прежде всего это проявляется в неуклонном нагнетании напряжения к кульминационному проведению темы в басовом голосе с последующим мажорным просветлением.

            Не меньшим мастерством развития отличается и последующая часть — Скерцо, которое вносит контраст по отношению к предшествовавшему изложению сопоставлениями двудольных секстолей и трехдольный квартолей. Метрическая острота становится особенно выпуклой благодаря появлению контрастирующего крайним разделам среднего, отмеченного пластичной вальсообразной мелодикой.

            Надолго остается в памяти и поэтичная третья часть — Ноктюрн, ставший одной из самых проникновенных лирических страниц всей музыки для баяна. Пленительно-нежная тема как бы парит над мягко синкопированным аккордовым фоном, подчеркивая настроение безмятежного покоя, чарующую поэтичность звукового пейзажа.

            Финал сюиты неизменно привлекает к себе как общим приподнято-оптимистическим эмоциональным строем, так и удобством изложения для исполнителей: квартольные мелодические фигурации темы главной партии оптимально соответствующие традиционной позиционности четырёхпальцевой аппликатуры, вместе с тем стали существенным стимулом для развития технического мастерства баянистов. Контрастирующая главной побочная партия, поначалу изложенная в параллельном миноре (h-moll), формирует центральный тематический образ: основная попевка темы с волевым пунктирным ритмом содержит большие ресурсы для активного интонационного развития. Оно проявляется прежде всего в объемной каденции, заменяющей разработку, а также в репризе, где тема побочной партии обретает апофеозный, приподнятый характер.

            Композитор знаменует рубеж веков тремя новыми сочинениями, это – Концертная симфония для баяна соло (1998), «Осенняя мелодия» для баяна соло (2005), Концерт для баяна и симфонического оркестра (2009). Наследник и продолжатель композиторских традиций русской школы, Холминов привносит в баянный репертуар черты русского эпического симфонизма. Знаменательно само обращение композитора к баяну спустя пол века. Все перечисленные сочинения композитор посвящает Фридриху Липсу.

            Концертная симфония — одночастное сочинение с несколькими разделами,  объединённых сквозной драматургией, в котором инструмент раскрывается многопланово и обретает, по истине, симфоническую мощь. Воплощая глубинную русскую эпику посредством письма зрелого мастера, сочинение предстает большим контрастом к первым баянным опытам композитора середины XX века. Действительно, оптимизм советской эпохи так свойственный музыке Сюиты, в сочинениях нового века не нашел своей опоры, тогда как здесь на первый план выдвигаются драматическое повествование, протяженность мелодических линий, проникновенная русская лирика, колокольность в моментах кульминации. Фридрих Липс пишет об этом сочинении : «Свою Концертную симфонию, опирающуюся на широкое дыхание русского мелоса, Холминов явно мыслил оркестрово. Совершенно очевидно, что это масштабное полотно могло бы стать симфонической партитурой, одна Александр Николаевич, своё мощное и страстное высказывание уместил в рамки художественно-выразительных возможностей современного баяна».

            В основу сочинения «Осенняя мелодия» положена оригинальная тема композитора из его музыки к кинофильму «Председатель». Глубоко лиричная, нежная, полная невыразимой тоски эта пьеса представляет собой развернутой повествование об ушедшем. Открывается сочинение певучей темой в дуэте с подвижным подголоском, движение которых перерастает в звенящую аккордовую кульминации, обрывающуюся на своем пике. В третьем разделе тема снова возникает в окружении подголосков, и, словно призрачные круги на воде, растворяется в аккордовых наслоениях Как справедливо отмечает Липс: «Думаю, что такой благородной красоты сочинение мог создать только мудрый, убеленный сединами Мастер».

            Концерт для баяна и симфонического оркестра явился «...мощно сцементированной фреской, где на фоне широкого дыхания симфонического оркестра полнокровно солирует баян». Классические признаки жанра концерта как соревнования солирующего инструмента с оркестром отчетливо проявлены в этом произведении. Сочинение одночастно и носит характер эпико-драматического высказывания. Традиции русского симфонизма первой половины XX века, заложенные Шостаковичем и Прокофьевым чувствуются в основе этого сочинения. Виртуозность и лирика, песенность и полифонические методы развития, метрическая острота и проникновенная нежность — все это определяет особую экспрессию данного сочинения, его художественную силу воздействия. В нем явно ощущается народная природа мелоса и гармонического языка, хотя связь с фольклором здесь опосредованная, и сочинение не несет в себе прямого цитирования