«Ипполитовская хоровая весна»: музыкальный фестиваль, весенняя сюита, «песенное действо»…
Мы ярко чувствуем весну:
Во всём её мотив.
Игорь Северянин
16 – 17 марта – в дни, когда столичная природа впервые заговорила о скором возвращении в наши края «перелётной весны», - в Государственном музыкально-педагогическом институте имени М.М. Ипполитова-Иванова развернулось яркое впечатляющее «весеннее действо». Природное межсезонье, открывающее путь весеннему обновлению, словно откликнулось на зов душевного преображения, одарив присутствующих ласковым мартовским солнцем и тихой музыкой капели. Собравшиеся на очередной - пятый праздник Весны и Песни хоровые коллективы – большие и малые, детские и взрослые, профессиональные и любительские - дружно спели общий гимн Искусству, Жизни и Любви!
В стройных звуках льются песни
Гармонической волной;
По душе волшебно ходят
И проходят с быстротой.
(А. Кольцов)
Что же движет организаторами фестиваля «Ипполитовская хоровая весна» вот уже пятый год подряд принимать у себя гостей (ведь хор – это инструмент не только многозвучный, но и многочисленный)?
«Ипполитовская Весна - это, прежде всего, духовное единение, - единодушно считают педагоги кафедры «Дирижирование академическим хором», - такое же естественное и вожделенное, как весеннее пробуждение, обновление и воскресение». Именно поэтому бывшие гости становятся друзьями, а исполнительская география фестиваля заметно расширяется. Среди приглашённых участников в этом году – детские и юношеские коллективы из г. Московский, Щёлково, Калуга, Пенза, Чебоксары. В этом же году фестиваль принял статус Международного и вместе с новой формой организации возымел ни с чем несравнимый художественный результат: глубину впечатлений от общения с традиционной хоровой культурой Германии.
«Весенний калейдоскоп», песенный «хоровод-сюита», завораживающее «хоровое действо» - таковы словесные определения увиденного и услышанного 16 марта в Большом зале ГМПИ. В чём же заключается смысл жанровой многоóбразности? Как словесное обозначение выражает сущность явления?
14 участников фестиваля (из более чем 30 прослушанных коллективов) «сплели» яркий радужный венок из самых разных цветов-песен. Собранные в единую сценическую последовательность, краткие и запоминающиеся хоровые выступления «вытекали» один из другого, подобно собиранию вешних вод из тонких струй капели и талых ручейков. Была в этом движении определённая символика - весеннего празднично-обрядового действа.
Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена –
И над душою каждою
Проносится весна.
(А. Фет)
Вдохновенно и притягательно лились со сцены детские голоса, которые, надо сказать, преобладали в программе концерта. Среди участников младшей возрастной группы - коллективы разного уровня и мастерства. Это хоры детских музыкальных школ, школ искусств, общеобразовательных учреждений и хоровых студий. Календарные веснянки и песенная лирика (М. Ипполитов-Иванов, Н. Римский-Корсаков, А. Дворжак), обработки народных песен и авторские сочинения (С. Бодренков, Г. Струве, О. Хромушин) - в контексте современной музыкальной культуры эти произведения звучали и ретроспективно, и весьма актуально! По мнению председателя фестиваля - заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Бориса Ивановича Куликова, детское пение, составляющее смысловой и художественный центр мероприятия, возвращает нам самое драгоценное, что есть в жизни, – трогательное, умудряющее и потерянное – ощущение наполненности бытия детскими голосами.
Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят – кто больше всех
Природы любит обновленье!
(А. Плещеев)
Ощущение праздника слагалось мгновенно, уже при одном только взгляде на этот живой артистический мир. Всё в нём – нарядные костюмы, дисциплинированность и артистическая раскованность на сцене, самоотдача дирижёрской воле – восхищало и удивляло. Желание стать ближе залу выражалось в использовании приёмов внешней театрализации: сценическом передвижении, двигательно-пластической и мимической игре «актёров». Именно таким – ярким, оживотворяющим, по-детски непосредственным - запомнилось выступление младшего хора «Дили-Бом» средней школы № 1360, хора «Надежда» детской музыкальной школы г. Щёлково. Свободная расстановка певцов на сцене, преодоление статичности классического положения – такова концепция «хорового театра», имеющая целью «оживить» исполнительскую концертно-академическую традицию.
Хор «Млада» детской школы искусств № 2 г. Калуги, состоящий из певцов среднего школьного возраста, умело сочетал и старое, и новое. Русская народная песня «Молодая молода» в обработке О. Шапиро прозвучала не только задорно и выразительно – «с огоньком», но и как-то по-особому реалистично (в хоре участвуют исключительно девочки).
Несомненно, слушателям запомнилась японская «Сакура», в сопровождении инструментального этно-ансамбля, - утончённо и стильно исполненная хором «Родник» детской школы искусств имени Балакирева. Испанский колорит (фонетика, ритм) в произведении Д. Бруннера «Yo le canto to l dia», прозвучавшем в исполнении концертного хора хоровой студии «Созвучие», - оригинальное решение яркой концертной программы.
Так, из девяти номеров программы шаг за шагом складывалась музыкальная поэма детству, символически называемому Весной Жизни.
Сценическое горение, радость, творческий задор юных музыкантов наполнили зал атмосферой восторженности, сердечности и умиления, определяющих сущность русского душевно-духовного бытия. Образы открытой эмоциональности запечатлевались на лицах слушателей в момент исполнения произведений, прорывались окриками «Браво!» в уже отзвучавших композициях. Душевная отдача, вовлечённость слушателей в сценическое действо вызывали ощущение соучастия исполнению, которое приобретало черты quasi-культового художественного акта.
Заслышав вешнюю свирель,
Я отдаюсь ей весь.
Весна – единственная цель
Существованья здесь!
(И. Северянин)
Появление в программе духовных песнопений воспринималось как естественное и закономерное развитие идеи концерта. Отзвеневшие детские голоса, провозвестившие «шумную, всё раскрепощающую, всё пробуждающую весну», породили этот резонанс, раскрывающий мистическую слиянность бытия душевного и духовного.
То в мир земной, то в идеальный
Мечты уносятся мои,
Когда, под благовест печальный,
В лучах весны первоначальной
Журчат весёлые ручьи.
(А. Жемчужников)
Настроенный на со-участие, со-переживание зал трепетно внимал исполнительской интерпретации студенческого хора «Покров» Чувашского государственного педагогического университета. Исполнение молитвы «Отче наш» Н. Кедрова-отца раскрыло лучшие стороны этого немногочисленного, но слаженного коллектива: эмоциональность, прочувствованность, душевное единение поющих. Индивидуальный певческий стиль продемонстрировал женский ансамбль «Мелопея» Государственного педагогического колледжа № 7 г. Москвы, исполнивший духовные опусы А. Жарова и Ж. Бизе.
Появление вслед за этим немецкого молодёжного хора «Westfälische Kantorei» г. Херфорд оттенило и переосмыслило содержание «песенного действа». В составе хора – профессиональные музыканты и любители, имеющие большой опыт хорового пения. Руководитель коллектива - профессор Высшей школы Церковной Музыки г. Херфорд, Высшей школы музыки и театра г. Ганновер – Хильдебранд Хаакэ. Коллектив регулярно выступает на конкурсах и фестивалях, много и успешно гастролирует. Основной репертуар состоит из немецкой музыки а cappella, сочинений эпохи Ренессанса, Барокко, Романтизма и современных композиций ХХ века.
Драматургический контраст был вызван стилевой своеобразностью, традиционностью и общим направлением европейского музыкального академизма. Перед слушательской аудиторией стояла весьма непростая задача - приять и воспринять высокий этический и эстетический смысл немецкой культурной традиции. Решаемая в контексте национального по-русски темпераментного «весеннего действа», эта задача поверялась атмосферой вслушивания и освоения сокровенных глубин духа немецкой культуры. Творческое познание «чужого», явившееся одновременно и самопостижением «своего», ещё более углубило смысловой ракурс «действа» как явления безграничного в своей духовно-художественной сущности.
Появление на сцене эстрадного вокального ансамбля «Вариация» Дома культуры «Стимул» (руководитель - заслуженный деятель искусств РФ, профессор О.С. Карасёва) подвело финальную черту весеннему празднику. Лёгкость, с которой участники этого любительского коллектива осуществили возвращение к первоначальной эмоциональности «действа», отразилась на общей атмосфере зала, располагающей к сценическому самовыражению. (Не явились исключением и немецкие гости, отметившие стильность вокальной импровизации, высокое качество исполнения.) Простота и искренность, артистическое обаяние «Вариации» – суть единящее начало, обобщающее высокую идею хорового фестиваля.
В свете отзвучавших образов воспринимается рождение концертного эпилога «Хоровой весны» как выражение принципиально открытой формы. Появление 17 марта на концертной эстраде смешанного хора Государственного музыкально-педагогического института (руководитель – профессор Дмитрий Алексеевич Онегин) – это одновременно и продолжение праздника, и выход на более высокий уровень исполнительства, и попытка построения «диалога культур». Ключевой идеей сценической презентации явилась дорогая сердцу «русская идея»: непостижимая и таинственная для европейской культуры, неуловимая и несказанная - «как живая тайна» - для нас самих. Широко и свободно, вдохновенно и мистически углублённо звучали со сцены сочинения С. Рахманинова и Г. Свиридова, А. Шнитке и Р. Леденёва, обобщая и по-новому переосмысливая звуковые образы предыдущего дня.
Открывшись к восприятию высокого Искусства, слушателям предстояло осмыслить величественный монумент немецкой духовной культуры, представленной творчеством И.С. Баха и Ф. Мендельсона, Х. Вольфа и М. Регера; а также сочинения К. Монтеверди, Д. Фармера, Д. Хойбай и Н. Любоффа. В исполнении немецкого хора «Westfälische Kantorei» произведения звучали строго и аутентично, стильно и возвышенно, были овеяны стремлением передать духовно-поэтический строй музыкального протестантизма. Реализм и искренность интерпретации, глубоко восчувствованные русской публикой, вызвали длительные овации благодарности за радость приобщения к мировой духовно-художественной культуре.
Интерес коллективов друг к другу, зародившийся в атмосфере вслушивания и постижения, не иссяк в звучании последнего аккорда, но переродился в новый диалог вербального общения. Яркие впечатления от концерта вызвали обоюдное желание осмыслить как сам феномен «другого», так и духовный путь к нему. Участники обеих сторон проявили взаимную заинтересованность к творческому процессу, стилю репетиционной работы, особенностям обучения в Германии и России. И хотя многое продолжало оставаться трудно познаваемым, но эмоциональность и душевный дар общения, безусловно, обогатили представления музыкантов друг о друге.
Итогом состоявшегося фестиваля можно считать духовное единение, позиционируемое организаторами как главная цель Хоровой Весны, единение, возникающее в глубине восприятия «своего» и «чужого», искусстве донесения до слушателей самого главного – исполнительского credo, того глубоко внутреннего чувства Музыки, присущего коллективу как единому художественному организму. И в этом смысле все участники фестиваля – такие разные и несравнимые между собой – оказались единодушны в духовном устремлении к совершенному единству.
Отзвучали весенние песни. Разъехались гости, оставив тёплые воспоминания о встрече. Но в сердцах продолжает жить новая Вечная Весна.
Кандидат искусствоведения
Екатерина Эдуардовна Гущина