Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова.


Кафедра теории музыки


Положение об Олимпиаде по теоретическим дисциплинам.

1. Олимпиада проводится в целях дальнейшего совершенствования теоретической подготовки учащихся музыкальных школ на основе анализа уровня, объема и глубины теоретических знаний и навыков. Предполагается, что участниками Олимпиады будут учащиеся 7-8 классов ДМШ, ДШИ различных отделений (фортепианного, струнного, духового, дирижерского, теоретического).

2. Сроки проведения: 29-30 марта 2011 года.

3. Олимпиада проводится в два дня.


Первый день: письменные формы работы.

1. Письменная творческая работа по музыкальной литературе. Темы сочинений, предложенные участникам Олимпиады, могут касаться как характеристики творчества композитора, так и анализа музыкального произведения. Участники обеспечиваются нотами и возможностью прослушивания избранного произведения (время работы — 1 час).

2. Письменная работа по музыкальной теории и сольфеджио.

А) Примерные задания по теории:

В предложенных музыкальных фрагментах: определить структуру и функцию аккордов, определить тональности заданных аккордов и разрешить их, выписать хроматическую гамму, определить лады и выписать их звукоряды, найти, определить и разрешить хроматические интервалы, выполнить группировку длительностей, выписать секвенцию, сделать гармонический анализ.

Б) Примерные задания по сольфеджио:

Различные формы слухового анализа: в приведенном фрагменте определить размер и проставить пропущенные тактовые черты, случайные знаки и ритм; определить лады в прослушанной мелодии, проставить гармонические функции или обозначить аккорды; вписать ноты в зафиксированные ритмические фигуры; дописать один из пропущенных голосов в прослушанном двухголосном фрагменте.


Ко второму этапу Олимпиады допускаются все участники 1 тура, независимо от количества набранных баллов.


Второй день: устные формы работы.

Музыкальная литература: собеседование (викторина) по музыкальной литературе.

Вопросы викторины касаются музыки, литературы, живописи и т.д.

Сольфеджио: различные формы чтения с листа (одноголосие, одноголосие с текстом, двухголосие с проигрыванием одного из голосов), пение интервалов и аккордов с разрешением, устный слуховой анализ (в пределах требований по сольфеджио ДМШ).

Все работы оцениваются по 10-балльной системе. Дипломанты Олимпиады награждаются грамотами и подарками.


Оргкомитет Олимпиады.


Для участия в теоретической Олимпиаде подается заявка на имя Организационного комитета, расположенного по адресу: 109147 Москва, ул. Марксистская, д.36 Организационный комитет по проведению теоретической олимпиады учащихся ДМШ, ДШИ.


Теоретическая олимпиада


Сольфеджио


(фамилия, имя)_______________________________________


1) Определить размер, оформить ритмический рисунок, проставить случайные знаки.

Бах И.С. Mecca h-moll Ария


2) В данной мелодии проставить аккорды (функции), определить тональности отклонений, секвенции:

Бетховен Л. Соната №7, Менуэт


3) Записать интервальную последовательность (обозначениями, нотами):


4) Добавить по данному ритмическому рисунку недостающие ноты, а также случайные знаки:

Бетховен Л.


5) В прослушанном музыкальном примере определить аккорды построить их от звука "ре" и обозначить.

А. Бородин "Князь Игорь" Сцена затмения.


Теоретическая олимпиада


Музыкальная грамота


(фамилия, имя)_______________________________________


Найти в приведённом музыкальном фрагменте все увеличенные и уменьшённые интервалы, выписать их, обозначить и разрешить:

М. Мусоргский. "Картинки с выставки".

№5, "Гном"


2) Определить следующие аккорды, найти их тональности, разрешить, применяя известные вам возможности энгармонической замены:


3) Определить и проставить размер:

Ф. Шопен Баллада №3


4) В данном музыкальном фрагменте определить размер, проставить тактовые черты:

Э. Григ. Баллада для ф.-п. g-moll


5) Определить, какие лады встречаются в данных примерах, выписать их и назвать:

а)

Спиричуэлс

б)

Г. Свиридов "Курские песни"


6) Переписать данную мелодию, определив её тональность и выставив ключевые и случайные знаки. Обозначить хроматиеские и альтерированные ступени.

Р. Шуман "Карнавал", №4 "Благородный вальс"


7) Найти в приведённом фрагменте перечисленные ниже аккорды и проставить соответствующие им номера:

С. Рахманинов "Вокализ"


8) Определить форму данного романса, сделать гармонический анализ.

А. Даргомыжский "Я вас любил