Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова.
Кафедра теории музыки
Положение об Олимпиаде по теоретическим дисциплинам.
1. Олимпиада проводится в целях дальнейшего совершенствования теоретической подготовки учащихся музыкальных школ на основе анализа уровня, объема и глубины теоретических знаний и навыков. Предполагается, что участниками Олимпиады будут учащиеся 7-8 классов ДМШ, ДШИ различных отделений (фортепианного, струнного, духового, дирижерского, теоретического).
2. Сроки проведения: 29-30 марта 2011 года.
3. Олимпиада проводится в два дня.
Первый день: письменные формы работы.
1. Письменная творческая работа по музыкальной литературе. Темы сочинений, предложенные участникам Олимпиады, могут касаться как характеристики творчества композитора, так и анализа музыкального произведения. Участники обеспечиваются нотами и возможностью прослушивания избранного произведения (время работы — 1 час).
2. Письменная работа по музыкальной теории и сольфеджио.
А) Примерные задания по теории:
В предложенных музыкальных фрагментах: определить структуру и функцию аккордов, определить тональности заданных аккордов и разрешить их, выписать хроматическую гамму, определить лады и выписать их звукоряды, найти, определить и разрешить хроматические интервалы, выполнить группировку длительностей, выписать секвенцию, сделать гармонический анализ.
Б) Примерные задания по сольфеджио:
Различные формы слухового анализа: в приведенном фрагменте определить размер и проставить пропущенные тактовые черты, случайные знаки и ритм; определить лады в прослушанной мелодии, проставить гармонические функции или обозначить аккорды; вписать ноты в зафиксированные ритмические фигуры; дописать один из пропущенных голосов в прослушанном двухголосном фрагменте.
Ко второму этапу Олимпиады допускаются все участники 1 тура, независимо от количества набранных баллов.
Второй день: устные формы работы.
Музыкальная литература: собеседование (викторина) по музыкальной литературе.
Вопросы викторины касаются музыки, литературы, живописи и т.д.
Сольфеджио: различные формы чтения с листа (одноголосие, одноголосие с текстом, двухголосие с проигрыванием одного из голосов), пение интервалов и аккордов с разрешением, устный слуховой анализ (в пределах требований по сольфеджио ДМШ).
Все работы оцениваются по 10-балльной системе. Дипломанты Олимпиады награждаются грамотами и подарками.
Оргкомитет Олимпиады.
Для участия в теоретической Олимпиаде подается заявка на имя Организационного комитета, расположенного по адресу: 109147 Москва, ул. Марксистская, д.36 Организационный комитет по проведению теоретической олимпиады учащихся ДМШ, ДШИ.
Теоретическая олимпиада
Сольфеджио
(фамилия, имя)_______________________________________
1) Определить размер, оформить ритмический рисунок, проставить случайные знаки.
Бах И.С. Mecca h-moll Ария
2) В данной мелодии проставить аккорды (функции), определить тональности отклонений, секвенции:
Бетховен Л. Соната №7, Менуэт
3) Записать интервальную последовательность (обозначениями, нотами):
4) Добавить по данному ритмическому рисунку недостающие ноты, а также случайные знаки:
Бетховен Л.
5) В прослушанном музыкальном примере определить аккорды построить их от звука "ре" и обозначить.
А. Бородин "Князь Игорь" Сцена затмения.
Теоретическая олимпиада
Музыкальная грамота
(фамилия, имя)_______________________________________
Найти в приведённом музыкальном фрагменте все увеличенные и уменьшённые интервалы, выписать их, обозначить и разрешить:
М. Мусоргский. "Картинки с выставки".
№5, "Гном"
2) Определить следующие аккорды, найти их тональности, разрешить, применяя известные вам возможности энгармонической замены:
3) Определить и проставить размер:
Ф. Шопен Баллада №3
4) В данном музыкальном фрагменте определить размер, проставить тактовые черты:
Э. Григ. Баллада для ф.-п. g-moll
5) Определить, какие лады встречаются в данных примерах, выписать их и назвать:
а)
Спиричуэлс
б)
Г. Свиридов "Курские песни"
6) Переписать данную мелодию, определив её тональность и выставив ключевые и случайные знаки. Обозначить хроматиеские и альтерированные ступени.
Р. Шуман "Карнавал", №4 "Благородный вальс"
7) Найти в приведённом фрагменте перечисленные ниже аккорды и проставить соответствующие им номера:
С. Рахманинов "Вокализ"
8) Определить форму данного романса, сделать гармонический анализ.
А. Даргомыжский "Я вас любил