Олимпиада по музыкально-теоретическим предметам

Скачать подробную информацию об Олимпиаде Вы можете по этой ссылке.

Олимпиада по музыкально-теоретическим предметам

МОСКВА, 25 – 26 МАРТА 2014 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

 

Учредитель олимпиады:

  • Государственный  музыкально-педагогический  институт

им. М.М. Ипполитова-Иванова

 

Оргкомитет фестиваля:

 

  • Председатель Ворона Валерий Иосифович

Ректор ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, Заслуженный деятель РФ, профессор.

 

  • Заместитель председателя Хворых Анна Николаевна.

Декан факультета «Историко-теоретико-композиторской и общегуманитарной подготовки» ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова.

 

Члены Оргкомитета:

  • Андрианова Нина Борисовна.

Заведующая кафедрой «Теория музыки» ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, профессор.

 

  • Соколова Лариса Панфиловна.

Заведующая кафедрой «Музыковедение и композиция» ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, кандидат искусствоведения, профессор.

 

  • Витте Мария Львовна.

Доцент кафедры «Музыковедение и композиция» ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова.

 

  • Опарина Юлия Михайловна.

Старший преподаватель кафедры «Теория музыки» ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова.

 

  • Денисова Елена Николаевна.

Старший преподаватель кафедры «Музыковедение и композиция» ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, кандидат искусствоведения.

 

  • Кушнир Ольга Владимировна.

Старший преподаватель кафедры «Теория музыки» ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, кандидат искусствоведения.

 

Председатель жюри

Андрианова Нина Борисовна.

Заведующая кафедрой «Теория музыки» ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, профессор.

 

  1. Цели олимпиады.

 

1.1. Предоставление возможности учащимся, а также преподавателям теоретических дисциплин ДМШ  ознакомиться с примерными требованиями, предъявляемыми по музыкально-теоретическим дисциплинам к поступающим в СПО ГМПИ им. М.М. Ипполитова- Иванова.

1.2. Выявление наиболее одаренных и профессионально подготовленных учащихся, потенциальных абитуриентов ГМПИ им. Ипполитова-Иванова.

1.3. Стимулирование интереса учащихся музыкально-образовательных учреждений к музыкально-теоретическим предметам. 

1.4. Знакомство с яркими педагогическими работами по подготовке учащихся.

 

2.Условия проведения олимпиады.

 

2.1. Для участия в Олимпиаде приглашаются учащиеся 7-8-х классов разных специальностей Детских музыкальных школ, Детских школ искусств, Музыкальных студий и других детских музыкально-образовательных учреждений г. Москвы и Московской области, лица, окончившие детские музыкальные учреждения, а также учащиеся подготовительных курсов.

 

2.2  Заявки на участие в фестивале и обращения по всем вопросам направлять по e-mail: olimpiada-ipp@mail.ru.

Телефон: 8 (495) 911- 95- 23; 8-916-627-67-83

 

2.3     В заявке необходимо указать:

  • Фамилия, Имя участника/ков; класс (по 5-летке/7-летке); возраст.
  • ФИО (полностью) педагога/гов, контактные телефоны, e-mail.
  • Наименование учебного заведения.
  • Необходимость официального Приглашения от ГМПИ им. Ипполитова-Иванова.

 

2.4   Олимпиада проводится на некоммерческой основе.

 

3. Порядок проведения олимпиады.

 

3.1     Жюри олимпиады формируется оргкомитетом.

3.2     Олимпиада проходит в два этапа (два дня):

Первый день (25 марта): письменные формы работы. Второй день (26 марта): устные формы работы. Начало олимпиады в 16.00 (МСК).

 

 

3.3. Итоги Олимпиады подводятся во второй день её проведения. Все формы работы оцениваются по 10-балльной системе. Работы проверяются в день проведения заданий; об ошибках, допущенных в письменных заданиях, участникам сообщается во второй день проведения Олимпиады. Баллы, полученные за каждое задание, суммируются. По итогам объявляются победители (набравшие наибольшее количество баллов в сумме). Все участники Олимпиады, прошедшие оба этапа, награждаются Грамотами. Победители Олимпиады награждаются Дипломами I, II, III степени, а также памятными подарками (дисками с записью музыкальных произведений). Преподаватели ДМШ, подготовившие учащихся для участия в Олимпиаде, награждаются Благодарственными письмами. Грамоты, Дипломы и Благодарственные письма  удостоверены подписью организаторов Олимпиады и Печатью ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова.

 

3.4.  Олимпиада проводится в классе №6 Государственного  музыкально-педагогического института им. М.М. Ипполитова-Иванова, по адресу:

г. Москва, ул. Марксистская, дом 36.

 

Проезд: М. Пролетарская, 1-й вагон от центра, выход налево, перейти трамвайную линию к торговому комплексу «Кристалл», обойти его справа, 5-этажное типовое здание.  М. Крестьянская застава, перейти по «зебре» к магазину «Сотый», за ним мимо торгового комплекса «Кристалл», обойти его, 5-этажное типовое здание. 

 

4. Примерные требования и формы работы:

 

4.1. Письменная творческая работа по музыкальной литературе (см. соответствующее Положение).

Время проведения – 1 астрономический час.

 

 4.2.     Письменная работа по теории музыки и сольфеджио.  Время проведения – 1 астрономический час

 

А)  Примерные задания по теории:

 

В предложенных музыкальных фрагментах:

- определить структуру и функцию аккордов,

- определить тональности заданных аккордов и разрешить их (возможно, в гармоническом хоральном 4-голосии),

- выписать хроматическую гамму,

- определить лады и выписать их звукоряды,

- найти, определить и разрешить интервалы (включительно: интервалы гармонических ладов, хроматические интервалы),

- проставить такты (размер указан),

- выполнить группировку длительностей,

- продолжить секвенцию (однотональную или модулирующую),

- сделать гармонический анализ.

 

Б)  Примерные задания по сольфеджио:

 

Различные формы слухового анализа:

 - в приведенном фрагменте определить размер и проставить пропущенные тактовые черты, проставить случайные знаки и ритм при выписанной звуковысотности или, наоборот, вписать ноты в выписанные ритмические фигуры;

- в прослушанном музыкальном фрагменте проставить гармонические функции, обозначить аккорды,

- дописать один из пропущенных голосов в прослушанном двухголосном фрагменте.

                                

         Ко второму этапу Олимпиады допускаются все участники 1 тура, независимо от количества набранных баллов.

 

Второй день: устные формы работы.

 

Музыкальная литература:

- собеседование (викторина) по музыкальной литературе (см. Приложение 1).

Сольфеджио и теория музыки:

- различные формы чтения с листа (одноголосие, одноголосие с текстом, двухголосие с проигрыванием одного из голосов),

- пение интервалов и аккордов с разрешением,

- устный слуховой анализ (в пределах требований по сольфеджио ДМШ).


Образец заявки

Олимпиада по музыкально-теоретическим предметам

ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ

Участник(и)

Кузьмин Вадим 7 класс, 14 лет.

Преподаватель

Иванова Алла Владимировна, тел.**********, e-mail:*********

Учебное заведение

ДМШ им. А.Д. Артоболевской    


Приложение 1

 

ГМПИ им. М.М.Ипполитова-Иванова

Кафедра музыковедения и композиции.

 

ТРЕБОВАНИЯ

по музыкальной литературе,

проводимой  в рамках Олимпиады по музыкально-теоретическим дисциплинам

25 – 26 марта 2014 года

 

Требования, предъявляемые к участникам Олимпиады, рассчитаны на выпускников ДМШ и охватывают материал по предмету за 5,6,7 /8/ классы.

Содержанием Олимпиады являются произведения различных жанров малой формы, принадлежащие к различным художест­венным направлениям, к разным эпохам. В список произведе­ний, вынесенных на Олимпиаду, могут быть включены произведения композиторов, не входя­щих в Программу ДМШ, но позволяющие выявить широту художественно-культурного кругозора учащихся, их расширенное представление о зарубеж­ной и отечественной классике, а также о музыкальных явлениях современной музыкальной жизни.

 

Олимпиада по музыкальной литературе проводится в два этапа: 

I этап. Письменная творческая работа

включает две формы заданий:

а) «сочинение» на тему, предло­женную организаторами Олимпиады. В этом году, в связи с юбилейной датой Н.А.Римского-Корсакова, темы будут касаться его симфонической, вокальной музыки и оперного творчества.

Участники Олимпиады должны проанализировать произведение с точки зрения музыкально-выразительных средств, формы, характерных черт стиля композитора. Цель анализа – раскрытие художественного образа выбранного произведения.

Участники Олимпиады должны иметь представление о музыкальной эпохе, о месте в ней композитора, особенностях его творческой индивидуальности, а также продемонстрировать навыки це­лостного анализа (разбор музыкального произведения с точки зрения его художественной ценности, взаимосвязи содержания, формы, средств музыкальной выразительности и т. д.).

Особую ценность в работах представляет творческий, самостоятель­ный подход к разбираемому произведению в сочетании с убедительностью изложения своей точки зрения о музыке.

Во время письменной работы участники обеспечиваются нотами, а также возможностью дополнительного прослушивания произведения.

Время, отведенное на письменную работу — один астрономический час, начиная с первого прослушивания музыки. Оценка работ проводится по 10-бальной системе. (Наличие грамматических ошибок обращает на себя внимание, но не влияет на оценку работы).

б) выполнение тестовых заданий.

Примеры тестовых заданий:

 

Какая из опер написана не Римским-Корсаковым

Русалка

Снегурочка

Садко

У кого из композиторов есть оперы на пушкинские тексты?

Шостакович

Римский-Корсаков

Прокофьев

 

Сколько опер написал Римский-Корсаков?

19

12

15

Какое из этих произведений не является оперой?

Шехерезада

Золотой петушок

Кащей бессмертный

Кто из композиторов служил церковным музыкантом?

Шопен

Бах

Гайдн

 

Оценка самостоятельной работы и тестовых заданий производится по 10-балльной системе (каждый вид работы).

 

Ко второму этапу Олимпиады допускаются все участники первого, не­зависимо от количества набранных баллов.

 

II этап. Собеседование (викторина)

 проводится в свободной диалогической форме одновременно с группой участников (3-5 человек) или «командно» (в случае большого количества участников). Исходной точкой собеседования будет творчество Н.А.Римского-Корсакова.

Организаторы Олимпиады отдают себе отчет в том, что письменная ра­бота не может служить объективным показателем способностей и возможностей учеников ДМШ в изложении своих впечатлений и знаний. Поэтому собеседование (викторина) призвано выявить умение ученика ориентироваться в разных му­зыкальных стилях, в конкретных произведениях, в идеале – умение анализиро­вать быстро, «с ходу» средства музыкального языка, дает возможность «раскрыться» в непосредственном общении.

 

Примерные типы вопросов:

1. Что такое «симфоническая сюита» как жанр? Кто из русских и зарубежных композиторов писал сюиты для оркестра? Какие еще симфонические жанры Вам известны?

2. Какие оперы Римского-Корсакова вы знаете?

3. Помимо композиторской деятельности, чем еще известен Н.А.Римский-Корсаков? (имеется в виду его педагогическая деятельность). Какова его первая специальность?

4. Играются фрагменты произведений разных стилей (разных композиторов) на фортепиано. Участников просят определить, в какое время (примерно)
написаны произведения, чем отличаются друг от друга?

5. Играется (на фортепиано) фрагмент какой-либо вокальной музыки.

   Вопросы: «Что за музыка (вокальная или инструментальная)?»,
«Кто поет? Какие слова? В каком произведении? В как действии?
Что происходит в это время на сцене?» и т.п.

 

Вопросы собеседования (викторины) могут касаться также литературы, живописи, отечественной ис­тории в соотнесении с музыкой. Участники Олимпиады должны иметь пред­ставление о тех литературных или драматических произведениях, на сюжет которых написаны музыкальные произведения, входящие в Программу по музыкальной литературе ДМШ.

Кроме того, второй этап Олимпиады включает проверку знания на слух музы­ки разных авторов: прозвучат отрывки из произведений школьной програм­мы (в пределах десяти) в записи или в фортепианном звучании. Задача уча­стников – указать, кто автор, что за произведение, откуда этот отрывок?

Результаты второго этапа оцениваются по 10-бальной системе. Из сум­мы баллов I и II этапов складывается оценка каждого участника Олимпиады.

 

Зав. кафедрой музыковедения и композиции Соколова Л.П.

Доцент кафедры музыковедения и композиции Витте М.Л.

Скачать образец заявки