Скачать подробную информацию об Олимпиаде Вы можете по этой ссылке.
Олимпиада по музыкально-теоретическим предметам
МОСКВА, 25 – 26 МАРТА 2014 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
Учредитель олимпиады:
им. М.М. Ипполитова-Иванова
Оргкомитет фестиваля:
Ректор ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, Заслуженный деятель РФ, профессор.
Декан факультета «Историко-теоретико-композиторской и общегуманитарной подготовки» ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова.
Члены Оргкомитета:
Заведующая кафедрой «Теория музыки» ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, профессор.
Заведующая кафедрой «Музыковедение и композиция» ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, кандидат искусствоведения, профессор.
Доцент кафедры «Музыковедение и композиция» ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова.
Старший преподаватель кафедры «Теория музыки» ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова.
Старший преподаватель кафедры «Музыковедение и композиция» ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, кандидат искусствоведения.
Старший преподаватель кафедры «Теория музыки» ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, кандидат искусствоведения.
Председатель жюри
Андрианова Нина Борисовна.
Заведующая кафедрой «Теория музыки» ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, профессор.
1.1. Предоставление возможности учащимся, а также преподавателям теоретических дисциплин ДМШ ознакомиться с примерными требованиями, предъявляемыми по музыкально-теоретическим дисциплинам к поступающим в СПО ГМПИ им. М.М. Ипполитова- Иванова.
1.2. Выявление наиболее одаренных и профессионально подготовленных учащихся, потенциальных абитуриентов ГМПИ им. Ипполитова-Иванова.
1.3. Стимулирование интереса учащихся музыкально-образовательных учреждений к музыкально-теоретическим предметам.
1.4. Знакомство с яркими педагогическими работами по подготовке учащихся.
2.Условия проведения олимпиады.
2.1. Для участия в Олимпиаде приглашаются учащиеся 7-8-х классов разных специальностей Детских музыкальных школ, Детских школ искусств, Музыкальных студий и других детских музыкально-образовательных учреждений г. Москвы и Московской области, лица, окончившие детские музыкальные учреждения, а также учащиеся подготовительных курсов.
2.2 Заявки на участие в фестивале и обращения по всем вопросам направлять по e-mail: olimpiada-ipp@mail.ru.
Телефон: 8 (495) 911- 95- 23; 8-916-627-67-83
2.3 В заявке необходимо указать:
2.4 Олимпиада проводится на некоммерческой основе.
3. Порядок проведения олимпиады.
3.1 Жюри олимпиады формируется оргкомитетом.
3.2 Олимпиада проходит в два этапа (два дня):
Первый день (25 марта): письменные формы работы. Второй день (26 марта): устные формы работы. Начало олимпиады в 16.00 (МСК).
3.3. Итоги Олимпиады подводятся во второй день её проведения. Все формы работы оцениваются по 10-балльной системе. Работы проверяются в день проведения заданий; об ошибках, допущенных в письменных заданиях, участникам сообщается во второй день проведения Олимпиады. Баллы, полученные за каждое задание, суммируются. По итогам объявляются победители (набравшие наибольшее количество баллов в сумме). Все участники Олимпиады, прошедшие оба этапа, награждаются Грамотами. Победители Олимпиады награждаются Дипломами I, II, III степени, а также памятными подарками (дисками с записью музыкальных произведений). Преподаватели ДМШ, подготовившие учащихся для участия в Олимпиаде, награждаются Благодарственными письмами. Грамоты, Дипломы и Благодарственные письма удостоверены подписью организаторов Олимпиады и Печатью ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова.
3.4. Олимпиада проводится в классе №6 Государственного музыкально-педагогического института им. М.М. Ипполитова-Иванова, по адресу:
г. Москва, ул. Марксистская, дом 36.
Проезд: М. Пролетарская, 1-й вагон от центра, выход налево, перейти трамвайную линию к торговому комплексу «Кристалл», обойти его справа, 5-этажное типовое здание. М. Крестьянская застава, перейти по «зебре» к магазину «Сотый», за ним мимо торгового комплекса «Кристалл», обойти его, 5-этажное типовое здание.
4. Примерные требования и формы работы:
4.1. Письменная творческая работа по музыкальной литературе (см. соответствующее Положение).
Время проведения – 1 астрономический час.
4.2. Письменная работа по теории музыки и сольфеджио. Время проведения – 1 астрономический час
А) Примерные задания по теории:
В предложенных музыкальных фрагментах:
- определить структуру и функцию аккордов,
- определить тональности заданных аккордов и разрешить их (возможно, в гармоническом хоральном 4-голосии),
- выписать хроматическую гамму,
- определить лады и выписать их звукоряды,
- найти, определить и разрешить интервалы (включительно: интервалы гармонических ладов, хроматические интервалы),
- проставить такты (размер указан),
- выполнить группировку длительностей,
- продолжить секвенцию (однотональную или модулирующую),
- сделать гармонический анализ.
Б) Примерные задания по сольфеджио:
Различные формы слухового анализа:
- в приведенном фрагменте определить размер и проставить пропущенные тактовые черты, проставить случайные знаки и ритм при выписанной звуковысотности или, наоборот, вписать ноты в выписанные ритмические фигуры;
- в прослушанном музыкальном фрагменте проставить гармонические функции, обозначить аккорды,
- дописать один из пропущенных голосов в прослушанном двухголосном фрагменте.
Ко второму этапу Олимпиады допускаются все участники 1 тура, независимо от количества набранных баллов.
Второй день: устные формы работы.
Музыкальная литература:
- собеседование (викторина) по музыкальной литературе (см. Приложение 1).
Сольфеджио и теория музыки:
- различные формы чтения с листа (одноголосие, одноголосие с текстом, двухголосие с проигрыванием одного из голосов),
- пение интервалов и аккордов с разрешением,
- устный слуховой анализ (в пределах требований по сольфеджио ДМШ).
Образец заявки
Олимпиада по музыкально-теоретическим предметам
ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ
Участник(и)
Кузьмин Вадим 7 класс, 14 лет.
Преподаватель
Иванова Алла Владимировна, тел.**********, e-mail:*********
Учебное заведение
ДМШ им. А.Д. Артоболевской
Приложение 1
ГМПИ им. М.М.Ипполитова-Иванова
Кафедра музыковедения и композиции.
ТРЕБОВАНИЯ
по музыкальной литературе,
проводимой в рамках Олимпиады по музыкально-теоретическим дисциплинам
25 – 26 марта 2014 года
Требования, предъявляемые к участникам Олимпиады, рассчитаны на выпускников ДМШ и охватывают материал по предмету за 5,6,7 /8/ классы.
Содержанием Олимпиады являются произведения различных жанров малой формы, принадлежащие к различным художественным направлениям, к разным эпохам. В список произведений, вынесенных на Олимпиаду, могут быть включены произведения композиторов, не входящих в Программу ДМШ, но позволяющие выявить широту художественно-культурного кругозора учащихся, их расширенное представление о зарубежной и отечественной классике, а также о музыкальных явлениях современной музыкальной жизни.
Олимпиада по музыкальной литературе проводится в два этапа:
I этап. Письменная творческая работа
включает две формы заданий:
а) «сочинение» на тему, предложенную организаторами Олимпиады. В этом году, в связи с юбилейной датой Н.А.Римского-Корсакова, темы будут касаться его симфонической, вокальной музыки и оперного творчества.
Участники Олимпиады должны проанализировать произведение с точки зрения музыкально-выразительных средств, формы, характерных черт стиля композитора. Цель анализа – раскрытие художественного образа выбранного произведения.
Участники Олимпиады должны иметь представление о музыкальной эпохе, о месте в ней композитора, особенностях его творческой индивидуальности, а также продемонстрировать навыки целостного анализа (разбор музыкального произведения с точки зрения его художественной ценности, взаимосвязи содержания, формы, средств музыкальной выразительности и т. д.).
Особую ценность в работах представляет творческий, самостоятельный подход к разбираемому произведению в сочетании с убедительностью изложения своей точки зрения о музыке.
Во время письменной работы участники обеспечиваются нотами, а также возможностью дополнительного прослушивания произведения.
Время, отведенное на письменную работу — один астрономический час, начиная с первого прослушивания музыки. Оценка работ проводится по 10-бальной системе. (Наличие грамматических ошибок обращает на себя внимание, но не влияет на оценку работы).
б) выполнение тестовых заданий.
Примеры тестовых заданий:
Какая из опер написана не Римским-Корсаковым |
Русалка |
Снегурочка |
Садко |
У кого из композиторов есть оперы на пушкинские тексты? |
Шостакович |
Римский-Корсаков |
Прокофьев
|
Сколько опер написал Римский-Корсаков? |
19 |
12 |
15 |
Какое из этих произведений не является оперой? |
Шехерезада |
Золотой петушок |
Кащей бессмертный |
Кто из композиторов служил церковным музыкантом? |
Шопен |
Бах |
Гайдн |
Оценка самостоятельной работы и тестовых заданий производится по 10-балльной системе (каждый вид работы).
Ко второму этапу Олимпиады допускаются все участники первого, независимо от количества набранных баллов.
II этап. Собеседование (викторина)
проводится в свободной диалогической форме одновременно с группой участников (3-5 человек) или «командно» (в случае большого количества участников). Исходной точкой собеседования будет творчество Н.А.Римского-Корсакова.
Организаторы Олимпиады отдают себе отчет в том, что письменная работа не может служить объективным показателем способностей и возможностей учеников ДМШ в изложении своих впечатлений и знаний. Поэтому собеседование (викторина) призвано выявить умение ученика ориентироваться в разных музыкальных стилях, в конкретных произведениях, в идеале – умение анализировать быстро, «с ходу» средства музыкального языка, дает возможность «раскрыться» в непосредственном общении.
Примерные типы вопросов:
1. Что такое «симфоническая сюита» как жанр? Кто из русских и зарубежных композиторов писал сюиты для оркестра? Какие еще симфонические жанры Вам известны?
2. Какие оперы Римского-Корсакова вы знаете?
3. Помимо композиторской деятельности, чем еще известен Н.А.Римский-Корсаков? (имеется в виду его педагогическая деятельность). Какова его первая специальность?
4. Играются фрагменты произведений разных стилей (разных композиторов) на фортепиано. Участников просят определить, в какое время (примерно)
написаны произведения, чем отличаются друг от друга?
5. Играется (на фортепиано) фрагмент какой-либо вокальной музыки.
Вопросы: «Что за музыка (вокальная или инструментальная)?»,
«Кто поет? Какие слова? В каком произведении? В как действии?
Что происходит в это время на сцене?» и т.п.
Вопросы собеседования (викторины) могут касаться также литературы, живописи, отечественной истории в соотнесении с музыкой. Участники Олимпиады должны иметь представление о тех литературных или драматических произведениях, на сюжет которых написаны музыкальные произведения, входящие в Программу по музыкальной литературе ДМШ.
Кроме того, второй этап Олимпиады включает проверку знания на слух музыки разных авторов: прозвучат отрывки из произведений школьной программы (в пределах десяти) в записи или в фортепианном звучании. Задача участников – указать, кто автор, что за произведение, откуда этот отрывок?
Результаты второго этапа оцениваются по 10-бальной системе. Из суммы баллов I и II этапов складывается оценка каждого участника Олимпиады.
Зав. кафедрой музыковедения и композиции Соколова Л.П.
Доцент кафедры музыковедения и композиции Витте М.Л.